Благоверный великий князь Ростислав - небесный покровитель земли Мстиславской



Принадлежность Ростислава, князя смоленского, великого князя Киевского, прозванного в народе Набожным
к Собору белорусских святых тесно связана с его подвижнической и миротворческой деятельностью.
Уже с 16 века князь Ростислав широко восхваляется как святой, вспоминается в “Степянной книге”,
еще в конце 19 – начале 20 века, народная память хранила песни о Ростиславе Набожном, которого
люди почитали за христианскую жизнь, а позже за его чудодейственную помощь. Он прославляем
народом, церковью и как заступник государственности.

Отец благоверного князя был старший сын Владимира Мономаха князь Киевский Мстислав Великий,
ведущий свой род от святого князя Владимира (крестителя Руси) и Рагнеды Полоцкой (инокини Анастасии).
Унаследовав Смоленское княжество, благоверный князь Ростислав правил в нём более сорока лет.
В 12 веке он основал здесь самостоятельную епископию, благодаря его деятельности смоленская земля
застраивалась городами, украшалась храмами. “Лета 6642 (1136) Ростислав Мстиславович устроил град
великий Смоленск и церковь святого СПАСА Верху Смедыни и град Мстиславль на Вихре он же создал”.
Можно только предполагать какие сыновья чувства двигали святым благоверным князем, но именно эту
землю и живущих на ней людей он благословил в веках прославлять имя своего горячо любимого и глубоко
уважаемого отца – Мстислава Великого.

В 1195 году Ростислав занял Киевский престол и оставался великим князем до конца жизни. В Киеве народ
принял его с великой радостью, а он приказал раздать великокняжескую казну бедным, взяв себе только
золотой крест, привезённый из Византии.
Благоверный Ростислав всегда стремился сохранять мир, часто решал дело против родных сыновей в пользу
дальних родственников, даже путём династических союзов, в частности, он женил сына Романа с дочкой своего
противника Святослава Северского, племянника Ярополка с его дочерью, выдал дочь Агафью за Новгород-
Северского князя Олега. Все князья чтили его потому, что знали – он всегда судит по правде. По утверждению
историков, он был “олицетворением слов пророка Исайи про царя, который будет властвовать по правде, и князьях,
что будут править по закону”. Даже междоусобных войн при нём не было.

Много лет он общался с монахами Киево-Печерского монастыря. Каждую субботу он приглашал к своему столу
архимандрита Поликарпа и двенадцать старцев и беседовал с ними о спасении души. Он жаждал иноческой жизни,
и однажды при разговоре просил преподобного Поликарпа помочь ему, но тот ответил: “Всем князьям Бог велит
управлять, творить суд и блюсти крестное целование!” Но, видя непреклонное и пламенное желание великого князя,
он умолк и сказал: “Да будет воля Божья!” И великий князь велит приготовить себе в Печерском монастыре келью.
Но взбунтовались новгородцы, недовольные правлением его сына Святослава, и чтобы их успокоить, старый князь
для обеспечения мира едет в этот город-республику. Смоляне на протяжении 30 вёрст встречали князя, когда он по
дороге в Новгород наведывал своего зятя Олега в Чечерске. С новгородцами князь встретился в Великих Луках,
где они просили прощения у сына и на кресте поклялись хранить ему верность.

В Смоленске сестра Ростислава – Рагнеда Полоцкая, его, уже тяжело больного, уговаривает остаться. Но князь велит
везти его в Киев, чтобы принять постриг в Киево-Печерский монастырь. Предчувствуя скорую смерть, он ещё раз
вознамеривается постричься, но от этого поступка его отговаривает его духовник Симеон. В селе Гордино, призвав
к ложу духовника, “воздев руки, начал молиться и, воззрев на икону Господа Иисуса Христа, тихо говорил со слезами:
“Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему, с миром!” – так предал дух свой Господу 27 марта
(по новому стилю) 1167 года.

Через неделю тело его было погребено, как он и желал, в Киево-Феодоровском им же основанном монастыре, где
и покоится до сих пор.

Среди государственных деятелей Ростислав выделялся мудростью, справедливостью, послушанием и уважением к церкви.
Ростиславов дух миролюбия передался потомкам – они стали воплощением честности и праведности. Его сыновья,
разделившие вотчину на удельные княжества, жили в согласии, междуусобных войн между ними не было.