Онуфриевский монастырь находится в 17 км от Мстиславля по дороге в Кричев. Основан Мстиславским князем Семеоном Лугвенем в 1407 г. как православный. Согласно преданию, княжич Юрий заблудился в лесу, семь дней блуждал он по лесу и уставший упал на колени, и стал молить Бога о спасении. В это время перед ним появился старец с длинной, до земли, бородою, который обратился к удивленному юноше со словами: “Не бойся, дитя, я – Онуфрий, и послан Богом показать тебе дорогу”. Так Юрий нашёл дорогу и спасся. Обрадованный чудесным спасением сына, князь Лугвен на месте явления княжичу Св. Онуфрия основал монастырь в честь этого святого, а сам Юрий потом привёз сюда с Афона образ Св. Онуфрия, в нижней части которого было изображение самого Юрия, который в лесу молится об спасении. Семеон Лугвен, его сын Юрий и внук Иван пожертвовали монастырю земли, деревни: Онуфриево, Галовчино, Колемянники, Комаровичи, Гостынь – с селянами. Потом монастырь опекался Друцким князем Багданом Озерецким. В 1594 г. король Жигимонт III передал его канцлеру ВКЛ Льву Сапеге. В 1630 г. или около этого времени, монастырь перешёл во владения базильянского ордена униятов. Православные монахи покинули земли, подаренные Лугвенем. С 1772 г. монастырь находится в составе Российской Империи. В 1814 г. монастырское хозяйство передаётся в военное ведомство для размещения военных поселений Елецкого и Полоцкого полков 11-ой дивизии. Монастырю приписываются три фольварка: Павловичи, Старино и Шараево. В монастыре была библиотека, в которой в 1823 г. насчитывалось 228 книг. К монастырю был приписан униятский приход из трёх деревень – Слободка, Селец, Головчиц, где жило около пятисот верующих. В первой четверти XIX ст. в монастырских владениях находилось 10436 десятин земли, 1325 десятин леса, 3 фольварка, винодельный завод, 7 водяных мельниц (на 2-х из них были сукновалки) и более 1000 селян. Онуфриевский монастырь имел монахов-учителей для обучения светской молодёжи. В 1754 г. Афанасий Мартинкевич преподал риторику пятерым базильянам. В 1798 г. клештар на свои средства содержал 15 учеников и одного учителя. Преподавались здесь русская, польская грамматики, арифметика, письмо и др. В 1839 г. монастырь возвращается православным, а его церковь становится приходской. Древний православный храм Св. Онуфрия до наших дней не сохранился. Когда в начале XVII в. монастырь был захвачен униятами, они постарались уничтожить всё православное. Уничтожили и сам храм, воздвигнув на этом месте величественную базилику, которая сохранилась и до нашего времени, но в разрушенном виде. Внутри теперешнего храма от древнего православного храма ничего не сохранилось кроме иконы Св. Онуфрия и другой по-видимому, такой же древности такой же величины и на такой же старинный и на такой же старинной цельной доске; но средняя часть этой иконы кем-то вырезана и в вырезке вставлена Казанская икона Божей Матери, напечатанная на бумаге и прикрытой серебренной ризой; от древней иконы сохранились лишь в верхней и нижней части доски херувимы. Другие памятники православной старины можно искать только в недрах земли: всюду кругом церкви и до сих пор обнаруживаются следы древних каменных зданий. Остатков униятского времени в церкви и теперь ещё много; сохранился так же униятский жилой корпус. Кроме древних униятских икон на стенах храма располагались остатки старого иконостаса художественной итальянской живописи и чудной резьбы. Старый иконостас в храме был заменён в 1909 г. на новый чрезвычайно грубой и безвкусной работы. Иконы старого иконостаса разместили в разных местах холодного и тёмного храма, одна из этих икон подверглась варварской реставрации какого-то невежественного живописца. В 1-ой четверти XIX в. в монастырском владении находится 10436 десятин земли, 1325 – леса, 3- фольварка, винодельный завод, 7 водяных мельниц (2 из них имели сукновалки) и более 1000 селян. Сегодня от памятника, что когда-то находился на юго-восточной окраине современной деревни Селец, осталась церковь. Построена во 2-ой половине XVIII ст. из кирпича. Это однонефовый храм с полуциркулярной алтарной апсидой высокой пятиярусной колокольней. Фасады храма украшены рустованными лопатками. Квадратная по плану колокольня завершена двойными пилястрами и колоннами небольшим шатром. Все ярусы поделены карнизами, на углах украшены пилястрами. По периметру стен проходит карниз. В декоре используются рустованные лопатки, двойные пилястры и колонны. Входы в храм размещены с трёх сторон нижнего яруса колокольни. Оконные проёмы с лучковыми на столбах проёмах завершениях. Внутреннее пространство перекрыто цилиндрическим склепением. На хоры, галереи, которые поддерживаются 2-мя колонами, ведёт витая лестница в стене. Церковь - памятник архитектуры переходящего периода от барокко к классицизму.
Храм Святого Максима Исповедника – самый «молодой» храм Мстиславского благочинного округа.
Похожие публикации
Фото достопримечательностей
Пустынки Успенский монастырь
Успенский монастырь (Пустынки) - действующий православный монастырь на месте бывшей деревни Пустынки Мстиславского района, расположенный в 500 метрах от границы с Россией. Согласно легенде, в 1380
Фотогаллерея / Жизнь города
Крещение 2013: Пустынки. Свято-Успенский монастырь
19 января 2013 года. Крещение. Пустынки. Свято-Успенский монастырь. Как и положено, мороз в районе минус 20С. Желающих посетить купель Успенского монастыря для окунания в Великий православный
Новости региона
Свято-Успенский Пустынский монастырь
Свято-Успенский Пустынский монастырь — один из старейших в Беларуси. В настоящее время обитель остаётся местом незыблемого покоя и средоточения. #новости#Мстиславль Чем притягивает паломников
Обсуждения
Вы не авторизованы!
Обратите внимание, если вы не авторизуетесь, то Ваш комментарий перед публикацией обязательно будет отправлен на модерацию.
Рекомендуем вам войти под своим логином
Или используйте авторизацию через соц.сети Вконтакте Facebook