Путеводитель по городу

Где поесть?
Где остановиться?
Где купить?
Куда пойти?

Версаль


Это здание было построено в 1908 году по проекту архитектора С.М. Волонсевича. Мужская гимназия с момента её открытия была одной из лучших в Виленском учебном округе.

Впервые о необходимости открыть учебное заведение в городе открыто заговорили ещё в конце 1890-х гг. c инициативой построить в Мстиславле гимназию в 1899-1900 гг. выступила газета «Белорусский комиссионер». В одном из её номеров была размещена публикация, в которой говорилось: «В городе всё время увеличивается потребность в устройстве среднего учебного заведения, так как трудно содержать детей в губернских городах, поэтому много возникает неудобств при переезде детей несколько раз в год. Кроме того, родители лишаются возможности наблюдать за нравственностью ребёнка и их успехами в учёбе». Эту инициативу поддерживала вся общественность города. Но для того, чтобы построить учебное заведение, были необходимы деньги.

Как рассказал в своей книге «Евреи в Мстиславле» Владимир Цыпин, решение о строительстве гимназии было принято Городской думой в начале 1900 года. С просьбой о финансировании проекта мстиславчане обратились в министерство народного просвещения. Но там с выделением денежных средств не торопились.
Как рассказывает автор книги, опираясь на воспоминания жителей Мстиславля, деньги на учебное заведение появились неожиданно. Часть средств в размере 40 000 рублей на строительство мужской гимназии завещала дворянка А.Н. Стаховская, которая умерла в 1904 году. После длительных ходатайств городского управления г. Мстиславля министерство народного просвещения в августе 1906 года разрешило открыть в городе мужскую правительственную гимназию с условием, что часть расходов на её строительство должны были выделить из местного бюджета. Осознавая необходимость города в данном учебном заведении, местное управление выделило из своих средств 120 000 рублей.

Кстати, этих денег хватило не только на постройку здания, но и на содержание гимназии в первый год её существования. Для строительства здания была выбрана исторически сложившаяся часть города. Организация строительных работ производилась по подрядам. Здание получилось двухэтажное, просторное. Оно состояло из трёх корпусов, соединённых между собой.
22 августа 1908 года был подписан акт об окончании строительства мужской гимназии.
В этот день она была введена в министерство народного просвещения. Радостным этот день стал и для гимназистов, преподавателей и всех жителей, которые долгое время ждали открытия нового учебного заведения. Кстати, Мстиславль, обеспечивая учебные нужды города, был ещё и образовательным центром для Климовичского, Чаусского, Чериковского и частично Горецкого уездов.

В 1925 году гимназию ждали изменения. Несмотря на то, что с этого времени здесь располагался педагогический техникум, здание не изменило своего назначения. Через год при техникуме была открыта литературная студия «Молодняк». Она возникла при участии молодых белорусских писателей. Кстати, после Октябрьской революции в здании бывшей мужской гимназии обосновалась и семилетняя школа, при которой были библиотека, исторический музей, и даже столярная мастерская.

Школа — это кладезь знаний

Чуть позже здание педтехникума стало школой №1. Большой, светлой, просторной её запомнили сотни выпускников, педагоги, которые делали всё, чтобы со школьной скамьи ученики выходили не только с большим багажом знаний, но и с доброй душой.




This building was built in 1908 by architect S.M. Volonsevich. Since its opening, the men's gymnasium has been one of the best in the Vilna School District.

For the first time, the need to open an educational institution in the city was openly discussed back in the late 1890s. The initiative to build a gymnasium in Mstislavl in 1899-1900 was made by the newspaper "Belarusian Commissioner". A publication was published in one of its issues, which stated: "The need for a secondary educational institution is constantly increasing in the city, since it is difficult to support children in provincial cities, so there are many inconveniences when children move several times a year. In addition, parents are deprived of the opportunity to observe the morality of the child and their academic success." This initiative was supported by the entire public of the city. But in order to build an educational institution, money was needed.
As Vladimir Tsypin told in his book "Jews in Mstislavl", the decision to build a gymnasium was made by the City Duma in early 1900. Mstislav residents applied to the Ministry of Public Education with a request for financing of the project. But they were in no hurry to allocate funds there.
As the author of the book tells, based on the memories of the residents of Mstislavl, money for an educational institution appeared unexpectedly. Part of the funds in the amount of 40,000 rubles for the construction of a men's gymnasium was bequeathed by the noblewoman A.N. Stakhovskaya, who died in 1904. After lengthy petitions from the city administration of Mstislavl, the Ministry of Public Education in August 1906 allowed the opening of a male government gymnasium in the city on the condition that part of the costs of its construction had to be allocated from the local budget. Realizing the need of the city in this educational institution, the local government allocated 120,000 rubles from its funds.
By the way, this money was enough not only for the construction of the building, but also for the maintenance of the gymnasium in the first year of its existence. A historically developed part of the city was chosen for the construction of the building. The organization of construction works was carried out under contracts. The building turned out to be two-storey, spacious. It consisted of three buildings connected to each other.
On August 22, 1908, the act on the completion of the construction of the men's gymnasium was signed.
On this day, she was introduced to the Ministry of Public Education. This day was also joyful for high school students, teachers and all residents who have been waiting for the opening of a new educational institution for a long time. By the way, Mstislavl, providing the educational needs of the city, was also an educational center for Klimovichi, Chaussky, Cherikov and partially Goretsky counties.
In 1925, the gymnasium was waiting for changes. Despite the fact that since that time a pedagogical college has been located here, the building has not changed its purpose. A year later, a literary studio "Molodnyak" was opened at the technical school. It originated with the participation of young Belarusian writers. By the way, after the October Revolution, a seven-year school was established in the building of the former men's gymnasium, with a library, a historical museum, and even a carpentry workshop.

School is a storehouse of knowledge

A little later, the building of the pedagogical college became school No. 1. Large, bright, spacious, it was remembered by hundreds of graduates, teachers who did everything so that students came out of school not only with a lot of knowledge, but also with a kind soul.
Другие новости раздела: Архитектурные памятники
[xfgiven_image] [/xfgiven_image] [xfnotgiven_image] [/xfnotgiven_image]

Архитектурные памятники

Париж

Это здание уездного дворянского собрания в стиле эклектичной архитектуры, на верхнем этаже, которого располагалась частная гостиница «Париж». Во времена советской власти, здесь находился интернат

[xfgiven_image] [/xfgiven_image] [xfnotgiven_image] [/xfnotgiven_image]

Церкви, монастыри, храмы / Архитектурные памятники

Кармелитский костел Успения Божьей Матери

Церковь Вознесения Пресвятой Девы Марии (белор. Касцёл Унебаўзяцця Найсвяцейшай Дзевы Марыі) — это католический храм в городе Мстиславль (Беларусь). Он относится к Мстиславскому деканату

[xfgiven_image] [/xfgiven_image] [xfnotgiven_image] [/xfnotgiven_image]

Архитектурные памятники / Памятники истории

Земская управа

Здание Земской управы на улице Ленина,28 в Мстиславле является памятником архитектуры, историко-культурной ценностью, находящейся под охраной государства. Возведенный в конце 19 - начале 20 вв. из

Похожие публикации

Фото достопримечательностей

Здание бывшей мстиславской мужской гимназии

Длинное белое двухэтажное здание по ул.Первомайской дом № 14 было построено в 1908 году по проекту архитектора С. М. Валансевича. Главным фасадом здание выходило на площадь и в

Новости региона

Выпускники 1978 года Горецкой первой школы приглашают учителей и всю параллель на юбилейную встречу

Выпускники СШ №1 города Горки, которые закончили это учебное заведение в 1978 году, приглашают на юбилейную встречу своих уважаемых учителей и всю параллель одноклассников.

Новости региона

Студенты Могилевского педучилища. Фото 1941 года

Студенты Могилевского педучилища, выпуск 1941 года (снимок сделан в 1939-ом после первого года обучения). Нина Петровна Дударева – во втором ряду крайняя справа. В середине прошлого века это учебное